Отчет компании Kickstarter за прошедший год, позволяет нам с полной уверенностью назвать 2012-й годом расцвета краудфандинга* на Западе. Так называемое народное финансирование из зарождающегося тренда переросло в популярный дополнительный источник финансирования для молодых инновационных проектов.
Механику краудфандинга можно описать на простом примере: вы - изобретатель и задумали создать необычную вещь. Есть прототип, чертежи или понимание того как сделать чудо-вещь. Но как протестировать спрос на новую продукцию и где получить деньги на производство первой партии? Как вариант, деньги можно взять у родственников, друзей, инвесторов, воспользоваться кредитными ресурсами. Но что если рисковать своим имуществом вы не хотите, богатой тетушки у вас нет, а познакомиться с инвесторами не успели. На помощь приходит краудфандинг - народное финансирование, когда любой человек, может проголосовать рублем за ваш проект. Все что необходимо сделать изобретателю – заполнить анкету и описать суть своего проекта. Люди, которые жертвуют проекту деньги, получают поощрительные подарки или готовые товары из первой произведенной партии. В итоге изобретатель тестирует спрос на свою продукцию, получает первых покупателей, деньги на изготовление первой партии и при этом не делится ни с кем долей в бизнесе. Заметим, что схема народного финансирования так же отлично подходит и для культурных инициатив: помощь молодой музыкальной группе в записи нового альбома, сбор средств для организации мероприятия.
Лидером индустрии краудфандинга является американский проект Kickstarter, основанный в апреле 2009 года. Для того чтобы вы прочувствовали масштабы народного финансирования мы приводим цифры из отчета сервиса Kickstarter за 2012 год:
Количество человек, пожертвовавших деньги: 2 241 475
Общая сумма пожертвований: $319 786 629
Количество профинансированных проектов: 18 109
Количество людей профинансировавших два и более проекта: 570 672
Согласитесь, это впечатляет. Более 18 тысяч команд превратили свои задумки в реальный продукт. Заметим, что среди счастливчиков был и один белорусский проект. Студии разработчиков компьютерных игр AterduxEntertainment (www.aterdux.com) удалось собрать $83 577 вместо запланированных 50 тысяч. Деньги были потрачены на разработку второй части игры «Легенды Эйзенвальда».
Обращая внимание на столь большие суммы, которые собрали проекты, может показаться, что получить народное финансирование крайне легко. Однако белорусов, как и других не резидентов США и Великобритании, сложности поджидают уже на стадии подачи заявки. В настоящий момент право на размещение проекта на сервисе Kickstarter имеют только граждане США и Великобритании. Это обосновано крайне сложной юридической системой уплаты налогов, контроля поступления и расходов денежных средств. Если вы все же решите рискнуть и выставить свой проект на Kickstarter, то можете на свой страх и риск воспользоваться услугами «профессиональных» посредников (комиссия 10-50% от собранной суммы) или обратиться к зарубежным родственникам и знакомым. Именно второй вариант выбрала команда белорусских разработчиков AterduxEntertainment для того, чтобы начать акцию по сбору средств.
В своих интервью авторы игры «Легенды Эйзенвальда» упоминают, что готовиться к размещению акции на Kickstarter надо заранее. Важно не только поместить акцию по сбору средств на сайте, но и организовать кампанию по привлечению потенциальных вкладчиков: разослать пресс-релизы, добиться упоминания в блогах лидеров мнений. Огромную эффективность в привлечении внимания к своему проекту команде AterduxEntertainment дало создание видео-презентации.
После качественно проделанной работы результат не заставляет себя ждать. Когда привлечено внимание гигантов медиа-индустрии, акция получает большое количество упоминаний, а значит и больше «вкладчиков».
Успех сервиса Kickstarter породил большое количество последователей и аналогов проекта, в том числе и в странах СНГ. Например, в России насчитывается более десятка аналогов, однако наиболее успешными краудфандинговыми проектами являются лишь два: boomstarter.ru и planeta.ru.
Planeta.ru – существует с 2011 года и позиционируется скорее как бутиковая платформа для коммуникации творческих людей со своей аудиторией. К примеру, молодая музыкальная группа может зарегистрировать на сайте блог, вести дневник и параллельно собирать деньги от своих фанатов на съемки видео клипа или запись нового альбома. За время существования сервиса 24-ем проектам в совокупности удалось собрать более $270 000. Один из проектов, который в данный момент ищет финансирование – концерт Евгения Гришковца.
Что касается Boomstarter.ru – то это более разнообразная в плане проектов платформа: здесь можно встретить сбор средств на технологические проекты, дизайнерские вещи.
Очевидно, что народное финансирование за рубежом и в СНГ значительно отличается по объемам собранных денежных средств. Отчасти это можно объяснить низкой развитостью онлайн-платежей и новизной подобных сервисов. В любом случае будем надеяться, что это происходит лишь из-за того, что краудфандинг- движение в СНГ находится на зарождающейся стадии. Рынок только разогревается и в скором времени все перспективные задумки наших соотечественников смогут получить поддержку в виде народного финансирования.
Андрей Козик, проект-менеджер FenoxIT (fenox-it.com)
*англ. Crowdfunding, crowd - «толпа», funding– «финансирование» - совместное финансирование интернет-пользователями новых бизнес-проектов





9.5% (28.06.2023);