2 июня компания провела в Москве ежегодную пресс-конференцию, на которой рассказала о достижениях и ближайших планах, а также об основных трендах рынков России и СНГ.
Оборот Группы Bosch в странах СНГ, Украине и Грузии в 2015 финансовом году составил €1,2 млрд. При этом в евро он снизился более чем на 20%, но в местных валютах даже несколько увеличился. Это означает, что компания смогла удержать текущий уровень физических продаж. Россия с оборотом €1 млрд по-прежнему остается крупнейшим для компании Bosch рынком региона.
«Наши бизнес-показатели в регионе в прошлом году оказались под влиянием непростой рыночной ситуации и неблагоприятного изменения курсов валют, – отметил полномочный представитель Группы Bosch в России, Украине, Белоруссии, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе Хансъюрген Оверштольц. – Тем не менее, Россия и СНГ остаются для Группы Bosch стратегически важным регионом».
Сегодня в России работают 8 заводов Bosch. Два из них были пущены в прошлом году в Самаре и Энгельсе, невзирая на кризис, благодаря чему было создано свыше 200 новых рабочих мест. В целом численность персонала в регионе составила более 4,1 тыс. человек. Около 3,6 тыс. из них – в России. Как считают в компании, кризис в регионе будет постепенно слабеть, и уже в текущем году Bosch планирует увеличить продажи на 3-5%. Пока же компания делает ставку на диверсификацию, налаживая производство продукции, которая востребована в России и СНГ, но до сих пор преимущественно импортировалась.
Так, на заводе в Самаре налажено производство систем ESP и ABSдля автомобильной промышленности. Локализация автосборочного производства на российских заводах крупнейших автопроизводителей постоянно увеличивается, и автокомпоненты Bosch местного производства пользуются большим спросом. Кроме того, компания активно выстраивает в России сеть автосервисных подразделений. Сегодня в стране насчитывается уже 968 станций, представляющих сервисные концепции Bosch.
Еще одно перспективное для региона направление – производство отопительного оборудования, которым занимается новый завод «Еврорадиаторы» в Саратовской области. Здесь уже выпущен 100-тысячный радиатор, а к концу года объем месячного производства планируется увеличить более чем в два раза. Интересной новинкой для рынка отопительного оборудования стали напольные бытовые газовые котлы, которые были разработаны российскими специалистами компании и учитывают все особенности местных технических требований к такой продукции. Скоро компания также выведет на рынок СНГ и водонагреватели Bosch, планируя потеснить конкурентов из Ariston.
Следует отметить, что «фишкой» продукции Bosch и основным ее конкурентным преимуществом является ее высокая технологичность и инновационность. Причем, независимо от вида продукции – будь то обычный шуруповерт, сложная система безопасности или бытовой холодильник. По словам г-на Оверштольца, ежегодно компания вкладывает в научные разработки порядка €6,4 млрд, или 9% от общего объема продаж! Сейчас на заводах Bosch, в том числе в России, активно внедряются технологии в рамках проекта «Промышленность 4.0». Тысячи станков и целые производственные линии подключаются к Интернету, формируя единую сеть, что позволяет не только дистанционно и эффективно управлять взаимодействием производственных процессов, но и оперативно отслеживать и устранять возникающие неполадки. По оценкам специалистов компании, использование этой технологии позволило на четверть увеличить производительность труда и на 18% – качество выпускаемой продукции.
По итогам пресс-конференции журналистам белорусских СМИ была предоставлена возможность задать несколько вопросов также директору ИП «Роберт Бош» ООО в Минске Владимиру Рыболовлеву. По его мнению, бизнес Bosch в Беларуси успешно развивается. Сегодня в штате белорусского подразделения компании – около 50 человек. Оборот – порядка €70 млн. Реализован ряд крупных проектов, в частности, по оснащению системами безопасности и конференц-связью помещений в Республиканском центре управления и реагирования на чрезвычайные ситуации, Республиканском научно-практическом центре «Кардиология» и крупнейшей пятизвездочной гостинице Минска «Президент-отель». Развивается сеть автомобильных мастерских, представляющих сервисные концепции «Бош Сервис»: по итогам 2015 г. в Беларуси насчитывалось 85 таких станций.