
Коммерческий директор компании «Джей Лаб» Сергей Цымбаревич рассказал «Делу», почему аналитику называют «фундаментом разработки».
Разработка сайта - сложный процесс, в котором необходимо учитывать множество деталей. Ведь только продуманный до мельчайших деталей сайт способен стать одновременно и лицом вашей компании в Интернете, и удобным инструментом для коммуникаций с клиентами. Одним из важнейших этапов в процессе разработки сайта является бизнес-анализ.
Этап бизнес-анализа при разработке сайта позволяет минимизировать риски, спрогнозировать эффект от совершаемых действий и сделать сайт полноценным рабочим инструментом. Не менее важен анализ существующей версии сайта, который помогает понять, насколько ресурс эффективен, и есть ли возможность улучшить эти показатели.
Разработка сайта без предварительной аналитики может иметь ряд негативных последствий. Предположим, предприниматель считает, что его клиенты ищут товар с помощью смартфона, а покупают его уже с десктопа*. Если он откажется от адаптивной верстки сайта, то потеряет покупателей. Аналитика же позволяет выявить этот трафик, оценить ситуацию и принять правильное решение.
Одним из распространенных заблуждений также является нежелание развивать свой проект, вносить какие-либо качественные изменения. Например, предприниматель привык использовать определенные параметры фильтра - бренд, цвет и стоимость - и считает их достаточными. Аналитика, в свою очередь, покажет, что на самом деле является наиболее важным критерием для покупателя.
Но прежде чем заказывать сайт для продвижения бизнеса имеет смысл ответить на три ключевых вопроса.
Кто наша аудитория?
Как показывает практика, далеко не каждый владелец бизнеса четко представляет себе целевую аудиторию своего ресурса. В корне неправильно при разработке сайта ориентироваться на одну целевую группу и один портрет пользователя. Например, клиенты магазина игрушек - это, с одной стороны, родители, покупающие игрушку ребенку, а с другой - молодые люди, покупающие подарок девушкам. Фактически, цель у них одна, а вот мотивация разная, а значит, для них важны разные параметры. Уделяя внимание только одной целевой группе, вы теряете другую.
Кто наши конкуренты?
Анализ конкурентов поможет определиться с позиционированием себя на рынке и с принятием решений в ходе разработки. Наиболее удачные решения конкурентов или их ошибки помогут понять, что из этого вы можете применить, а от чего лучше отказаться. Бенчмаркинг** с помощью Google Analytics позволит изучить показатели конкурентов (посещаемость, отказы, запросы) и объективно оценить, все ли у вас хорошо.
Что я хочу сказать?
До того, как приступать к разработке сайта, важно определиться с тем, какое сообщение будет нести ваш бренд и как он будет себя позиционировать. Компания должна говорить на одном языке со своей целевой аудиторией. На сайте это отражается в стиле, фирменных цветах, подаче текста, акцентах на определенных ценностях. Только правильный посыл поможет найти подход к целевой аудитории.
Ответы на эти вопросы нужно протестировать на пользователях и убедиться, что они действительно решают проблемы клиента. Разработанный проект должен решать конкретные бизнес-задачи и быть полезным. Ведь не всегда то, что хочет клиент, ему действительно нужно. К примеру, заказчик хочет создать интернет-магазин, чтобы увеличить свою прибыль. Он его создает, количество заказов увеличивается, но прибыль не растет. Почему так происходит? Заказов стало больше, менеджеры не успевают их обрабатывать, на складе возникает путаница. Получается, что бизнес заказчика просто не готов к такому объему работы. И сайт не помог, а только усложнил ситуацию. Настоящая проблема заключается в несовершенстве бизнес-процессов в компании заказчика. Это необходимо выяснять на этапе аналитики. Не ленитесь, задавать вопросы: «Для кого?», «Зачем?», «Почему?», «Как?», «Что в итоге?» и др. Ставьте себя на место пользователя, узнавайте ожидания заказчика. Отвечая на эти вопросы в самом начале проекта, вы с большей вероятностью получите необходимый вам результат.
Десктоп* - настольный стационарный компьютер для работы в офисе или дома
Бенчмаркинг** - процесс сравнения продуктов, услуг или процессов одной организации с продуктами, услугами или процессами другой организации. Цель данного процесса заключается в поиске улучшений тех аспектов, по которым проводится сравнение.