
Падение продаж новых автомобилей в белорусских автосалонах в ноябре 2015-го – январе 2016-го превысило 50% к соответствующему периоду год назад.
Причину эксперты «Дела» видят в неограниченном ввозе автомобилей из России. Так, по данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), впервые в истории Беларуси количество авто (новых и б/у), ввезенных из России, составило 90% от общего прироста машин за год. Для сравнения: еще в 2013-м наши соотечественники привезли из России всего 16% авто, в 2014-м – 66%.
Рекордно малой, по данным БАА, стала сумма вывезенной физлицами с целью приобретения автомобилей валюты – чуть менее миллиарда долларов. Но на эту сумму гражданам удалось ввезти в страну почти столько же новых авто, сколько было продано в автосалонах. Эксперты единодушно отмечают: в 2015-м соотношение частного ввоза и официальных продаж составило 50/50. В сумме же объем рынка новых авто в прошлом году составил внушительные 46,5 тыс. шт. Это и позволило белорусскому рынку дотянуться до уровня Люксембурга (с населением чуть более полумиллиона человек) и Украины (с 42 млн населения, занимавшей еще в 2008-м 7-е место в этом рейтинге). При этом официальные продажи все же подросли на 6,3%, с 24650 шт. в 2014-м до 26190 авто – в 2015-м. В России же, несмотря на «помощь» белорусов, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рынок упал на 36%, до 1,6 млн авто.
Подробнее о перспективах отечественного авторынка читайте в мартовском номере журнала «Дело».