Белорусский премьер-министр Михаил Мясникович объявил о планах создать в 2013 году пять крупных совместных предприятий с Россией. Тем временем Министерство экономики сформировало перечень из 800 предприятий, которые будут предлагаться для продажи иностранным и отечественным инвесторам.
Это уже далеко не первый подобный список и далеко не первое заявление о намерении промышленной кооперации с Россией. До их практической реализации дело так и не дошло. Почему?
Лукашенко: а зачем эти списки?
Около двух лет назад правительство разработало список предприятий, подлежащих приватизации в 2011-2013 годах.
В феврале 2012 года Госкомимущество объявило: в новый план приватизации включено 190 ОАО, в том числе 19 стратегических, от продажи которых государство может выручить 2,5 млрд. долларов.
Ежегодное привлечение в бюджет за счет приватизации не менее 2,5 млрд. долларов предусмотрено стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года и стало ключевым условием предоставления Беларуси кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Однако Александр Лукашенко вдруг заявил, что не видит целесообразности в составлении подобных списков. Если любое предприятие в стране может стать объектом приватизации, то зачем, мол, составлять некие перечни, которые будут «понапрасну будоражить людей в трудовых коллективах?».
Промышленный балласт хотят отдать частному бизнесу
И вот спустя год министр экономики Николай Снопков сообщает о подготовке перечня предприятий, предназначенных для продажи частным инвесторам.
В него включено порядка 800 предприятий, которые не соответствуют «сущности государственного предпринимательства и участия в экономике», пояснил Снопков на заседании Совмина 13 февраля.
Каковы будут условия продажи таких предприятий, пока не известно. Соответствующий документ, как предполагается, должен поступить на рассмотрение главы государства.
По мнению аналитиков, убыточные предприятия следует продать бесплатно либо по символической цене.
Как отметил в комментарии для БелаПАН экономист Леонид Злотников, теоретически ими могут заинтересоваться компании, которые занимаются покупкой убыточных предприятий, инвестируют в них средства и перепродают после того, как производство начинает приносить прибыль.
«Это распространенный в мире бизнес, и это было бы хорошим решением для белорусской промышленности»,— считает эксперт.
Москва пытается подтолкнуть кооперацию
Аналитики не исключают, что составление перечня может преследовать цель убедить зарубежный бизнес в серьезных приватизационных намерениях Минска.
Особая ставка делается на инвестора российского.
12 февраля Беларусь с однодневным визитом побывал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.
Он побывал в Минске, Гомеле и Гродно, посетив ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) и «Гродно Азот», а также ПО «Гомсельмаш». Обсуждались возможности сотрудничества «Гомсельмаша» с ОАО «Ростсельмаш», МАЗа с российским КамАЗом, «Гродно Азота» с ОАО «МХК «ЕвроХим», сообщила пресс-служба правительства РФ.
По итогам визита Дворкович заявил, что почувствовал готовность белорусских партнеров «к намного более серьезной кооперации».
«Конечно, от готовности до конкретики нужно пройти определенный путь, но хорошо, что есть возможность вести откровенные открытые переговоры. С целью подтолкнуть эти переговоры мы и приехали»,— добавил Дворкович, подчеркнув «огромный потенциал» двух стран в промышленной кооперации.
В свою очередь, белорусский премьер Михаил Мясникович сообщил журналистам, что в этом году Беларусь и Россия могут создать пять совместных предприятий. Такие компании, считает глава правительства, способны «достаточно серьезно позиционировать себя как на рынке ЕЭП, так и дальнего зарубежья».
Беларуси выгоднее продавать активы, чем создавать СП
В возможности создания таких СП в скорой перспективе сомневается экономист Леонид Злотников.
«Создавая СП, каждая из сторон вносит деньги, и впоследствии прибыль делится пропорционально этим долям. Беларуси же, учитывая большой прошлогодний отток валюты из страны, очень нужны деньги»,— отметил Злотников.
По его мнению, «самый легкий и подходящий для правительства способ получить валюту» — это продажа предприятий. «Любой поворот событий, который не приносит денег казне, сейчас маловероятен. Таким образом, тот же МАЗ Беларуси выгоднее приватизировать, чем создавать холдинг, который еще неизвестно когда начнет приносить отдачу», — полагает эксперт.
Политический интерес Кремля
Интересы России в данном случае во многом лежат в политической плоскости, считает Злотников.
«Владимир Путин сегодня оказался в довольно сложной политической ситуации, он опирается на так называемых экономистов-патриотов, а они, в свою очередь, любят Лукашенко»,— отметил эксперт.
Кроме того, Кремль изначально делал большую ставку на экономическую интеграцию, которая пока особых достижений не демонстрирует.
Более того, Александр Лукашенко признал, что Беларусь несет определенные потери в рамках ЕЭП.
Страны ЕЭП передали часть своего суверенитета наднациональной Евразийской экономической комиссии, сказал он, встречаясь в декабре с членами Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии.
«Надо прямо говорить, что эти компромиссы и ущемления собственных интересов ради общей выгоды где-то идут вразрез с интересами крупного, среднего и мелкого бизнеса»,— подчеркнул Лукашенко.
На этом фоне промышленную кооперацию стороны вполне могут выдать за реальное достижение интеграции, считает Злотников.
С чисто экономической точки зрения эксперт не понимает, зачем тому же КамАЗу нужен МАЗ.
«Российское предприятие успешно сотрудничает с немецким концерном «Даймлер», проблем с инвестициями нет. МАЗ сильно отстал от него в техническом и технологическом плане»,— констатировал Злотников.
По его мнению, единственное, чем можно объяснить экономический интерес российского предприятия к минскому — кадры.
«В Беларуси, в отличие от России, еще остались высококвалифицированные кадры. МАЗ сохранил свое конструкторское подразделение. В России же сейчас большой недостаток рабочей силы»,— отмечает Злотников.
Переговоры по созданию холдинга МАЗ/КамАЗ длятся уже не один год.
Стороны «долго спорили, проводили оценки, но вроде бы согласились со стоимостью МАЗа и КамАЗа», сообщил 19 февраля на пресс-конференции в Минске глава Госкомитета по имуществу Георгий Кузнецов.
По его словам, Беларусь должна внести в холдинг 75% акций МАЗа, Россия — 49% акций КамАЗа. Оставив за собой 25-процентный пакет акций, Минск сможет блокировать решения холдинга, не выгодные белорусской стороне, подчеркнул чиновник Госкомимущества.
К продаже готовы
Кузнецов также рассказал о планах российских компаний «ЕвроХим» и «Волма» приобрести пакет акций ОАО «Гродно Азот» и «Белгипс» соответственно.
Тема продажи активов этих предприятий обсуждается уже около трех лет.
«Гродно Азот» нуждается в модернизации, на которую необходимо около 1-1,5 млрд. долларов. У Беларуси таких денег нет, сказал Кузнецов.
Он не исключает, что «ЕвроХим» приобретет блокирующий пакет акций (25% плюс одну). Их продажа будет осуществляться по рыночной цене.
«Белгипс» оценивается примерно в 5 млн. долларов. «Но там есть условие: нужно вложить инвестиции не менее 40 млн. евро. Эти средства нужны, чтобы купить линию, модернизировать существующий завод, а также за чертой города Минска построить новый завод, который также будет стоить порядка 40 млн. долларов», — отметил глава Госкомимущества.
В 15 млн. долларов оценена стартовая стоимость пакета акций ОАО «Криница». Продажа блокирующего пакета пивоваренной компании будет осуществляться на конкурсных условиях. При этом покупатель должен будет взять на себя обязательство выплатить долги предприятия.
Инвестор сто раз подумает
Не следует ожидать, что эти предприятия будут проданы быстро.
«Покупая крупные предприятия, солидный инвестор рассчитывает получить контрольный пакет акций. Он готов вложить большие деньги, но хочет предприятиями управлять, иметь их в собственности»,— подчеркнул Злотников.
Но даже в этом случае инвестор рискует тем, что может лишиться своего бизнеса — достаточно вспомнить о ситуации вокруг частных кондитерских фабрик «Коммунарка» и «Спартак», которые были национализированы по распоряжению главы государства.
Не улучшат инвестиционный климат и планы властей внести в закон о приватизации изменения и дополнения, касающиеся владельческого надзора, которые эксперты трактуют как фактический возврат «золотой акции».
Эксперты неоднократно указывали на главный недостаток приватизации в Беларуси — отсутствие прозрачности.
Однако есть все основания опасаться, что власти будут придерживаться старой схемы, когда многое зависит от личного расположения главы государства к тому или иному покупателю.
Ирина Левшина, Naviny.by