В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) посчитали, что за последние 3 года – время существования Таможенного союза (ТС) – транзит грузов через Беларусь благодаря качеству логистических услуг и оптимизации таможенных процедур вырос почти в 4 раза.
Можно предположить, что этот показатель радует не только отечественных грузоперевозчиков. Руководство Беларуси давно видит в сфере услуг своеобразный амортизатор отрицательного сальдо.Минувший год для белорусских автоперевозчиков был действительно успешным: объем выручки достиг $1,1 млрд. (плюс 12% к показателю 2012 года). При этом выручка от деятельности грузового международного автотранспорта увеличилась на 22% к 2012 году и составила в эквиваленте $1,2 млрд. Причем, положительное сальдо по этому виду деятельности составило $696 млн.
В сфере международных автоперевозок в Беларуси работают около 1,2 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей (отметим также, что в этой сфере занято около 15 тыс. транспортных средств). Из общего числа компаний 90% представляют частный бизнес, а 2/3 – организации малого и среднего бизнеса, которые имеют до пяти единиц транспорта. Автоперевозчики надеялись, что с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в новом союзе появится, наконец, рынок транспортных услуг. Для белорусских автоперевозчиков это означало бы прежде всего свободный доступ на российский рынок. Что позволило бы «дальнобойщикам» из Беларуси как минимум удвоить объемы грузоперевозок, а бюджету страны – существенно увеличить валютную выручку.
Но хотя 29 мая в Астане президенты «тройки», как и обещали, торжественно подписали Договор о создании ЕАЭС, долгожданной либерализации рынка автоперевозок в новом союзе, который стартует с 1 января 2015 года, пока не будет. Поэтому белорусским автоперевозчикам с грузами из третьих стран по-прежнему придется перемещаться по ЕЭС как иностранцам – то есть, получать для этого соответствующие разрешения в России и Казахстане. Результат многоуровневых переговоров по этой теме – от рабочих групп до президентов – оказался неутешительным. Партнеры по ТС – Казахстан и Россия, опасаясь конкуренции со стороны более подготовленных белорусов, не решились сделать этот шаг.
Пока транспортная политика по ликвидации разрешительной системы в сфере автомобильных перевозок реализуется на уровне двусторонних соглашений между Беларусью, Россией и Казахстаном. В рамках «двойки» между Беларусью и Россией такое соглашение уже работает, а между Беларусью и Казахстаном этот документ пока находится в стадии ратификации. Вторым этапом станет создание в рамках таможенной «тройки» унифицированной системы автомобильных перевозок в третьи страны. Предполагается, что этот вопрос будет регулироваться отдельными соглашениями об этапах либерализации в процессе двух- и трехсторонних переговоров. Министры транспорта Беларуси и России уже провели соответствующие переговоры и договорились о поэтапном, в течение трех лет, увеличении квот для белорусских перевозчиков. Определенные договоренности достигнуты и с казахстанской стороной.
Поскольку партнеры по «тройке» признали, что либерализация транспортных услуг в ЕАЭС – очень сложный вопрос, они договорилась продолжать его обсуждение, но без уточнения конкретной даты.
Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Строительство и недвижимость».