Слухи о возможной отставке правительства плодятся давно, однако теперь появляются и основания для кадровых перестановок в эшелонах власти. Несмотря на требование президента обеспечить 5,5-процентный рост ВВП, правительству за первые девять месяцев удалось вывести экономический рост на отметку 2,5%. Невыполнение главного показателя обычно сильно расстраивает главу государства, поэтому вероятность, что по итогам года нас ждут кадровые перестановки, существует.
Два сценария экономической политики
Закат растворительного бизнеса не только сказался на торговом балансе, но и изменил траекторию экономического роста в нынешнем году. А произошло так потому, что начиная с июля, когда Беларусь стала сворачивать производство растворителей, объемы промпроизводства начали уменьшаться. В июле по сравнению с июнем – на 4,2%, в августе, когда растворительный бизнес остановился, объемы промпроизводства по сравнению с июлем уменьшились вообще на 7,7%. После этого объемы промпроизводства стабилизировались: в сентябре по сравнению с августом уменьшение произошло только на 0,1%.
Сокращение объемов промпроизводства в июле-сентябре сказалось на темпах экономического роста: если в первом квартале рост ВВП составлял 3,1%, во втором – 2,9%, то в третьем – только 1,9%. В целом за январь-сентябрь экономический рост вышел на отметку 2,5% при запланированном годовом задании 5-5,5%.
Темпы роста ВВП в 2012 году
Возникает вопрос: сможет ли правительство за четвертый квартал удвоить темпы роста ВВП? Напомним, что на сентябрьском совещании президент потребовал «неукоснительно» обеспечить выполнение этого показателя.
Белорусские экономисты считают маловероятным достижение запланированного темпа роста ВВП на безэмиссионной основе.
Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик отмечает, что в последние месяцы темпы роста экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стали замедляться, а внутренний спрос (потребление домохозяйств, инвестиции в основной капитал) восстанавливается. При сохранении нынешних тенденций экономический рост по итогам года, считает эксперт, может составить в районе 4%.
«В четвертом квартале возможны два сценария развития событий. Первый состоит в том, что сохраняется жесткая денежно-кредитная и фискальная политика, вливания в экономику директивных кредитов за счет эмиссионных ресурсов не происходит. В этом случае экономический рост будет менее запланированного уровня, по нашим оценкам – до 4%», — говорит Александр Чубрик.
Второй сценарий, продолжает эксперт, состоит в том, что рост ВВП в четвертом квартале будет стимулироваться методом квазибюджетного финансирования экономики. «Старыми методами, за счет стимулирования внутреннего спроса, 5,5-процентный рост сделать можно, но какие это будет иметь последствия для экономики – отдельный разговор», — отмечает Чубрик.
Но экспертам хотелось бы верить, что второго сценария, который чреват инфляционно-девальвационными процессами, не будет. «Нужно перестать требовать от экономики невозможного, если мы не хотим повторения прошлогоднего кризиса», — говорит экономист Сергей Чалый.
Неукоснительное задание
Между тем, белорусский президент придерживается мнения, что во что бы то ни стало по итогам года страна должна выйти на запланированные темпы экономического роста. При этом на сентябрьском совещании Александр Лукашенко констатировал, что правительство пока не справляется с возложенными на него задачами.
«Решения, принятые президентом, никто не имеет права не выполнять. Вопрос в том, что я сознательно утверждал показатели на этот год на таком невысоком уровне – 5,5%. Но, оказывается, и они сложны для реализации. Вы их предлагали мне точно так в этом кругу, вы клялись и обещали, что они будут выполнены», — заявил Лукашенко и потребовал к концу года «неукоснительно» достичь прироста ВВП в 5,5%.
Интрига состоит в том, что станет делать белорусский президент в том случае, если «неукоснительное» требование исполнено не будет, – смирится или пойдет на кадровые перестановки?
Повод выбрать второй путь у Александра Лукашенко будет – к концу года специально созданная госкомиссия подготовит предложения по оптимизации структуры, численности и функций государственных органов. Почему бы на фоне грядущей кадровой реформы не «перетряхнуть» и Совмин?
В банковских кругах считают, что достижение 5,5-процентного роста ВВП – это вопрос выживания нынешнего состава правительства.
Белорусские экономисты к возможной отставке правительства относятся по-разному. «Более важное влияние на экономику будут оказывать переговоры с кредиторами, а не перестановки в правительстве», — считает Александр Чубрик.
В свою очередь, Сергей Чалый убежден, что объективных причин для отставки правительства нет, а если все-таки это произойдет, то будет иметь негативные последствия.
«За что отправлять правительство в отставку? За невыполнение планового параметра по росту ВВП? Мы хорошо помним, как рождался этот параметр. Изначально Совмин предлагал осенью 2011-го ограничиться темпом экономического роста в районе 1%, Администрация президента настаивала на более высоких темпах роста. Поэтому говорить сегодня, что правительство клялось достичь 5-5,5-процентного роста ВВП не приходится. Совмину навязали это задание», — напоминает Чалый.
Решение об отставке правительства за невыполнение поставленных показателей будет иметь негативные последствия, продолжает экономист.
«Нынешний состав правительства необходимо беречь, так как оно обладает уникальным опытом. Многие чиновники вопреки предыдущим взглядам после прошлогоднего кризиса стали сторонниками жесткой денежно-кредитной политики, рыночного курсообразования, и начали понимать, что достижение высоких темпов экономического роста может противоречить экономической стабильности», — говорит Чалый.
Отставка нынешнего состава правительства, отмечает эксперт, ни к чему хорошему не приведет. «Это будет означать, что люди, которые чему-то за время кризиса научились и сделали правильные выводы, не нужны», — резюмировал Сергей Чалый.
Дмитрий Заяц, naviny.by