К середине октября 2012 года в белорусской сети зарегистрировано более 4 300 торговых площадок, на которых продается около 150 тысяч товаров. При этом распространена практика, когда одному юрлицу принадлежат два и более магазинов. Зафиксированный на сегодняшний день рекорд – 22 торговые площадки, владельцем которых является одно юрлицо.
Такая практика позволяет торговцам разместить в каталогах и агрегаторах максимально возможное количество своих предложений, и, следовательно, повысить шанс покупки. При этом подавляющее большинство магазинов не имеет «своего лица».
– Я думаю, очень многие из вас с трудом смогут вспомнить, в каком интернет-магазине они покупали свой последний смартфон. – сказал сегодня на проходящей в Минске конференции «Деловой интернет» директор ООО «Тут Бай Медиа» Александр Чекан.
Между тем, говоря об электронной коммерции в Байнете, Александр Чекан подчеркнул, что в последнее время на рынке проявляется противоположная тенденция. Крупные онлайновые торговые точки активно включаются в процесс брендинга. В этом случае ставка делается на индивидуальные особенности торговой площадки, как то оперативное обслуживание, вежливость персонала и другие конкурентные преимущества.
В перспективе белорусские интернет-магазины ждет жесткая конкуренция со стороны аналогичных китайских ресурсов. Уже сейчас наиболее продвинутые пользователи предпочитают делать заказы именно там. Преимущества китайской онлайн-торговли: низкие цены, работа с WebMoney, гибкая система скидок и бонусов – вещи, которые отечественные интернет-продавцы еще только начинают осваивать. Именно китайская интернет-торговля стала локомотивом развития в Беларуси практики совместных покупок. Пользователи, которые сами или через специальных агентов договариваются о совместном приобретении мелкооптовой партии товара, могут рассчитывать на существенное снижение цены.
По прогнозу Александра Чекана, к концу 2013 года в белорусы получат возможность массово оплачивать купленные через интернет товары и услуги посредством мобильного телефона. В более отдаленной перспективе возможно внедрение персонализированных предложений для покупателей.
Между тем, согласно мнению, которое озвучил недавно на крупнейшей в России ежегодной конференции по e-commerce «Электронная торговля-2012» глава российского eBay Владимир Долгов, в ближайшее время онлайн-ритейлеров потеснят уже существующие офлайн-магазины. Пока крупнейшие игроки еще не пришли в российскую интернет-коммерцию. Однако в ближайшие годы в сторону e-commerce будут «мигрировать» все розничные сети – как мелкие, так и самые крупные.
Успех в этой борьбе может принести «сращивание» офлайна и онлайна, имеющих разные возможности и каналы продажи. Об этом свидетельствует опыт Е5, «привязавшего» свой онлайн-проект к бренду магазинов «Перекресток».
Евгений Ерошенко, delo.by