Республиканское Общественное Объединение «Перспектива» подвело итоги конкурса на лучший регион Беларуси для ведения бизнеса индивидуальными предпринимателями в 2011 году, а также обсудили проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес сегодня. Лучший регион для ведения бизнеса индивидуальные предприниматели выбирают уже третий год подряд. И впервые им оказался г.Минск, что обусловлено прежде всего его ведущими позициями по количеству ИП и числу торговых мест на рынках и других объектах (в расчете на 1000 жителей), а также по количеству вновь вступивших в бизнес предпринимателей.
Вместе с тем, по данным анкетного опроса самих предпринимателей столицы, Минск находится в аутсайдерах, и перспективы его пребывания в лидерах в будущем представляются весьма туманными. Вот такое противоречие… Более-менее стабильная ситуация наблюдается в Гродненской и Брестской областях. В то же время в малых городах, вне областных центров, остро стоит вопрос с проверками и контрольно надзорной деятельностью соответствующих госорганов.
Как отметил председатель РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко, наиболее сложная ситуация – в Гомельской области. Роль ИП в экономике этого региона стремительно уменьшается. А в Могилевской области отмечены наибольшие темпы снижения удельного веса ИП в розничном товарообороте. «Судя по последним предпринимаемым шагам властей Могилева по закрытию рынков, это результаты их осознанной политики в данном направлении» — считает Анатолий Шумченко.
В этом году, кстати, впервые при выборе наиболее благоприятного для малого бизнесе региона, учитывалось число недавно зарегистрированных ИП. Этот показатель оказался наиболее оптимистичным: прирост от 15,3% в Минске до 6,2% в Гродненской области.
Среднестатистический «портрет» ИП в Беларуси – мужчина или женщина от 35 до 55 лет. Образование – выше среднего уровня по стране. Работает в торговле или сфере услуг более 3,5 лет, начав бизнес на собственные средства или деньги родственников и друзей. И, что самое печальное, видит перед собой весьма туманные перспективы. «При анализе анкет предпринимателей старше 55 лет особенно обидным было то, что в вопросе об «оценке времени, которое может понадобиться для перехода в более крупный бизнес», не редко можно было встретить фразу: «Уже не успею!» – рассказывает Анатолий Шумченко.
Подверглась острой критике и реализация нашумевшей Директивы №4. Анатолий Шумченко отметил, что в 2010 году 10% опрошенных предпринимателей верили в возможные улучшения условий для ведения бизнеса. А в 2011 степень доверия к Директиве и вовсе снизился до 6%.
«Показателем политики правительства в течение последних трех лет явилась негативная тенденция, которая вылилась в сокращение участия ИП в торговле страны. Мы видим повсеместное строительство гипермаркетов и ликвидацию мелкорозничной торговли, – считает председатель РОО «Перспектива». – Также результатом такой политики служит запрет найма для ИП работников не из числа родственников. Такими темпами в ближайшие 10-15 лет ИП будут практически полностью вытеснены с рынка розничной торговли». Уровень доходов малого бизнеса имеет тенденцию к снижению более чем у 90% предпринимателей с 2009 года. Именно в этом году «Перспектива» стала проводить собственные социологические исследования.
«В целом за 3 года, по 7 регионам, из 28 показателей, положительную динамику имели лишь 12, что свидетельствует о проявлениях устойчивых кризисных явлений в секторе индивидуального предпринимательства и мрачных перспективах его развития в стране в дальнейшем» – подвел итог Анатолий Шумченко. Куда двигаться дальше – каждый предприниматель решает для себя сам…
Ольга Вечер, bel.biz