Весной на мировом фондовом рынке произойдет долгожданное событие –первичное публичное предложение акций Facebook. Это IPO станет крупнейшим в истории интернета и своего рода демонстрацией революции в общении, которую совершили социальные сети. И, хотя у Facebookсегодня множество козырей, налицо и ряд серьезных опасностей, которые стоит учесть всем потенциальным инвесторам.
Игорь Зуев, эксперт банка Rietumu
Самое интересное IPO
IPOFacebookобъемом в 5 млрд. долларов станет крупнейшим размещением технологических компаний за всю историю, и в три раза превысит выпуск акций Googleв 2004 году (1,67 млрд. долларов). Капитализация достигнет 100 млрд. долларов, что сделает Facebookдороже многих гигантов фондового рынка. Доля основателя Марка Цукерберга составляет 28,4%, что приравнивает его состояние к 25 млрд. долларов. Доли других акционеров также сделают их долларовыми миллиардерами. В 2011 году компания заработала 1 млрд. долларов чистой прибыли и в настоящее время обладает наличными средствами в объеме 3,9 млрд. долларов.
Социальной сетью Facebookсегодня пользуется 845 миллионов человек – каждый десятый житель земли. За недолгое время своего существования Facebookстал олицетворять интернет как таковой и, без сомнения, трансформировал общение людей в сети, дав им возможность в одном месте знакомиться, обмениваться мнениями, музыкой, фотографиями, впечатлениями, информацией. Сам основатель Facebookввел такое понятие как «социальная диаграмма», которая соединяет людей и их интересы, и крупнейшая социальная сеть в мире, по сути, является фрагментом этой «социальной диаграммы».
Сейчас Facebook– не только платформа для общения определенного круга людей, но и поставщик огромного объема информации, который генерируют сами пользователи. Информация внутри Facebook распространяется мгновенно, – как известно, именно благодаря этому социальные сети сыграли столь существенную роль в революциях на Ближнем Востоке. Эксперты индустрии и антропологи по-прежнему гадают, что же стало залогом успеха Facebook, позволив ему перерасти из локального сообщества гарвардских студентов в одну из крупнейших интернет-корпораций. То, что Facebookявляется самой интересной компанией, которая выйдет на биржу, сомнений не вызывает.
Риски интернет-гиганта
При выходе компании на биржу акцент в оценке стоимости ставится на финансовые показатели, главным образом будущую прибыль. На первый взгляд, Facebookв этом плане является привлекательной инвестицией, особенно по сравнению с другими интернет-компаниями. Доходы и прибыль растут, а пользовательская база постепенно приближается к одному миллиарду человек. Однако главная интрига заключается в том, сможет ли руководство Facebookмонетизировать этот огромный пул пользователей и оправдать оптимистичные оценки капитализации, решив стоящие перед компанией вызовы.
Размещение акций других интернет-компаний говорит не в пользу Facebook. Например, китайская соцсеть Renrenс момента IPOпотерла 72% стоимости, скидочный сервис Grouponупал на 40%. В этом секторе присутствуют явные признаки переоценки стоимости и потенциала компаний, и, хотя, ставить Facebookв один ряд с другими участниками рынка не стоит, прослеживается ряд общих негативных моментов.
Выделим некоторые факторы риска для дальнейшего развития Facebook. В компании осознают, что финансовые результаты будут зависеть от темпов роста количества пользователей и их активности в соцсети. Однако надо признать, что впечатляющие темпы роста с момента запуска будет поддерживать крайне трудно, в то время как оценки стоимости компании основываются на сохранении столь быстрого роста в будущем.
При нынешней оценке в 100 млрд. долларов компания с P/E, достигающим 100, явно переоценена. Еще в начале 2010 года Facebookоценивался в 14 млрд. долларов, а в конце 2011 стоимость компании на вторичном рынке достигла 50 млрд. Стоит отметить, что для быстро развивающихся компаний исторически адекватным уровнем P/E является 20-30. У лидеров индустрии – Appleи Google– он составляет 15,8 и 20,5 соответственно.
Есть проблемы и с хваленым ростом Facebook. Рост годовой выручки с 2009 до 2010 года составил 154%, а с 2010 по 2011 – уже 88%. При этом нельзя не отметить рост доходов от платных сервисов, таких, например, как платные услуги для онлайн-игр. За 2011 год выручка от этой деятельности выросла на 500% в годовом исчислении. В абсолютных величинах это 557 млн. долларов, что составляет лишь 15% от общей выручки.
Одной из самых главных угроз для устойчивого роста является запрет на деятельность социальной сети в Китае. Если Facebookполучит доступ к этому рынку, то очень быстро сможет достигнуть количества пользователей в один миллиард. Ограниченность проникновения на новые рынки приведет к тому, что компании придется найти способы повышения среднего дохода на каждого пользователя. В данный момент этот показатель составляет 4,4 доллара, а уровень прибыли на пользователя достигает 1,2 доллара. Отметим, что с 2007 года оба этих показателя показывают уверенный рост.
Конкуренты и конфиденциальность
Наибольший заработок компании приносит реклама (85% в 2011 году). В борьбе за рекламодателей Facebook придется конкурировать с лидером на рынке интернет- рекламы – Google, который использует четко нацеленную рекламу, учитывая пользовательские предпочтения при поиске. Facebook же навязывает рекламу людям, заинтересованным сугубо социальным аспектом. Рекламодателей привлекает огромная база данных о предпочтениях пользователей, которой обладает Facebook, что позволяет использовать таргетированную рекламу.
Еще одним вызовом, стоящим перед разработчиками Facebook, является развитие услуг на мобильных устройствах. На данный момент с таких устройств в соцсеть заходят до половины от общего числа пользователей (425 миллионов), и в плане заработка этот потенциал явно не реализуется. Рынок мобильной рекламы в США достигает 2,61 млрд. долларов, и половину его занимает Google. Ожидается, что к 2016 году рынок достигнет отметки в 11 млрд., и, если Facebookхочет преуспеть в его завоевании, ему придется выдержать жесткую конкуренцию с поисковым гигантом. По оценке исследовательской компании MobileSquared, заработок Facebookот размещения рекламы на мобильных устройствах может достичь 1,2 млрд. долларов.
В своем отчете для IPOFacebookпризнает серьезную конкуренцию со стороны таких компаний как Google, Microsoftи Twitter. Есть еще и более мелкие разработчики, которые создают продукты, конкурирующие с отдельным функционалом Facebook. В секторе социальных сетей доминирование Facebookможет оказаться под вопросом, так как некоторые пользователи предпочитают другие платформы. В особенности такая тенденция наблюдается у любителей мобильных устройств. Для пополнения доходов от рекламы компании надо будет доказывать рекламодателям свое превосходство по сравнению с конкурентами.
Многие недовольны Facebookиз-за их политики конфиденциальности. Большинство пользователей предпочитают, чтобы их личная информация была доступна ограниченному кругу друзей, а идеология Facebook несколько отличается от предпочтений своих пользователей. Основная проблема в том, что доступ к персональной информации получают предварительно одобренные сайты и приложения; и то, насколько безопасна информация пользователей в руках третьих лиц, является большим вопросом.
Сам Facebook хранит личную информацию пользователей, чтобы затем использовать ее для таргетированной рекламы. Потенциально Facebook может стать аналогом «Большого брата», который будет иметь всю информацию о пользователях соцсети, их предпочтениях и действиях. Если людей и дальше будет не устраивать безопасность их личной информации на Facebook, то рано или поздно это приведет к тому, что некоторые из них будут менять Facebook на альтернативные социальные сети.
Фантастический козырь
Лучшие инвестиционные решения принимаются, когда о них мало кто знает. В медийном пространстве Facebookи его выход на биржу уже успели набить оскомину. Такая популярность среди огромного числа мелких инвесторов, свято верящих в перспективы крупнейшей социальной сети, будет подстегивать первоначальный рост цен на акции компании. Facebookдействительно демонстрирует хорошие показатели роста, и именно поэтому приковывает к себе внимание инвесторов, которые видят зачатки новой парадигмы в секторе интернет-компаний.
Однако не совсем понятно, насколько устойчивой окажется нынешняя модель роста Facebookдля получения больших прибылей в будущем, и соответственно оправдана ли столь высокая оценка стоимости компании. На волне ажиотажа вероятен существенный скачок цен на акции Facebook в самом начале торгов. Однако в долгосрочной перспективе мы не видим оснований для такой высокой оценки стоимости компании, основываясь на ее нынешних показателях.
У Facebookесть фантастический козырь: ни один канал в мире не сравнится с этой сетью по времени, которое там проводят люди. Если сеть сможет использовать свою популярность для заработка и привлекать все больше пользователей, котировки будут расти.