Мобильные операторы и интернет-компании постепенно вытесняют банки из сферы платежных услуг. Сможет ли традиционный банкинг предотвратить, или возглавить «IT-революцию»?
Игорь Клоков, «Дело»
Даже сами банкиры нехотя признают: «На наш век банковского бизнеса хватит. Но вот дальше…». «Разрушители устоев» традиционного банкинга (а в их числе сегодня – не только интернет-провайдеры и мобильные операторы, но и представители сервисных компаний), все чаще предоставляют своим клиентам услуги, которые традиционно относятся к банковской деятельности: осуществление платежей, кредитование, инвестирование…
FinTech-революция
Альтернатива банкингу возникла благодаря лавинообразному распространению носимых электронных устройств и сетевых сервисов. И в какой-то момент социальные сети и торговые площадки e-commerce закономерно задумались о предоставлении своим клиентам новых возможностей, традиционно относящихся к финансовой сфере. Все, что необходимо для этого, у них было – и огромная клиентская база, и удобство интерфейсов, и значительные финансовые ресурсы.
«Вторжение» IТ-компаний в сферу управления финансами получило название FinTech. Это движение развивается благодаря стартапам, количество которых растет не по дням, а по часам. Большинство экспертов склонны считать, что эта новая «IТ-революция» всерьез угрожает традиционному банковскому бизнесу.
Хотя и сами FinTech-компании весьма уязвимы с точки зрения государственного регулирования банковской деятельности, существует огромное количество финансовых сервисов, которые они быстро и энергично осваивают. Глобальные инвестиции в FinTech, по самым скромным оценкам, выросли за 6 лет более чем в 12 раз, с $930 млн в 2008-м до $12 млрд – в 2014-м, и распределяются по широкому спектру финансовых услуг.
Один из примеров масштабного применения FinTech приводит Сергей Скабелкин, соучредитель Fintech Cluster в Украине, вице-президент Ассоциации участников электронного бизнеса Украины (УЭЛБУ). Так, Филиппины уверенно удерживают второе место в Азии по получению денежных переводов – в 2013-м в страну переведено в общей сложности $26 млрд. Львиная доля этих переводов выполнялась через банки или системы денежных переводов с большой комиссией по международным операциям.
В результате появился сервис Rebit.ph, который предоставляет возможность денежных переводов из любой точки мира по более низкой ставке за счет использования платформы криптовалюты bitcoin. Выдачу валюты осуществляют большинство местных банков, а также сеть ломбардов. Компания при этом предоставляет самые лучшие условия денежных переводов bitcoinв филиппинские песо.
Так далеко ходить за примерами – вовсе не обязательно. FinTech-стартапы уже успешно работают во всех соседних с Беларусью странах.
«В Украине успешно реализован сервис Pay2You. Он оказался инновационным не только для украинского, но и для глобального рынка, – отмечаетС. Скабелкин. – Уникальность платформы в том, что в ней реализованы возможности денежных переводов по номеру телефона, по записной книжке абонента, по идентификатору в социальной сети Facebook, а также по карточкам любого банка любой платежной системы. До этого такие сервисы существовали разрозненно, но мы первые, кто предложил сделать все в одном приложении – удобные интерфейс и идентификация клиента, плюс система позиционирования дополнительных сервисов».
Чуть западнее – в Польше, «выстрелил» сервис BLIK, который предлагает пользователям бесконтактные платежи с помощью смартфона. Технология, по которой работает BLIK – host card emulation (HCE), реализована на базе «облачной» платежной технологии Visa. Она дает возможность осуществлять транзакции с Android-смартфона с поддержкой NFC*. Сервис запущен в феврале 2015-го с одобрения Нацбанка Польши. За первый месяц он собрал свыше 500 тыс. пользователей. По мнению экспертов, BLIK представляет серьезную угрозу для традиционных схем платежей по картам не только в национальном масштабе, но и в международном.
В России одним из наиболее заметных решений оказались предложения мобильного оператора МТС. Теперь, наряду с мобильной связью и интернетом, компания обеспечивает также финансовые услуги и платежи – как со счета на счет, так и с карты на карту в различных комбинациях.
«Никто нас не воспринимает, как серьезного игрока на рынке платежей. Но без нас ничего работать не будет, – считает Андрей Макаров, директор департамента финансовых услуг ПАО «МТС», – Банкоматы не будут работать без операторов фиксированной связи, не смогут функционировать без наших SIM-карт и POS-терминалы. Ведь важнейшим моментом при проведении транзакций является идентификация. А у телефона есть идентификатор – это номер мобильного телефона. Даже если человек забыл дома свой телефон – идентификатор он помнит. Компания МТС планирует предоставить своим телефонным абонентам универсальное решение. Поэтому именно мобильные операторы вместе с банками смогут в дальнейшем создавать интересные решения».
Если бунт нельзя отменить…
Помимо удобных и дешевых способов перевода средств и выполнения платежей, современные технологии в состоянии предложить альтернативу основной составляющей банковского бизнеса – кредитованию. Сейчас появилось множество вариантов краудфандинга – народного финансирования, когда заинтересованные люди сами кредитуют людей, компании, мероприятия. Существуют различные модели краудфандинга: безвозмездные, с целью получения максимального дохода либо участия в управлении компанией.
Заместитель председателя правления ОАО «Белгазпромбанк» Елена Антони в этой связи замечает: «То, что есть различные модели, как раз и означает, что это востребовано. Это также доказывает динамика развития этого рынка».
По словам эксперта, «если бунт нельзя отменить, его нужно возглавить». Поэтому в Белгазпромбанке приняли решение использовать механизмы краудфандинга в своей деятельности. Сегодня реализовано уже два проекта. В основу первого – Wikibank – положен принцип целевого привлечения средств (вкладов) на стартапы.
«Чем хороша крауд-экономика? Тем, что мы получаем народную экспертизу, которая гораздо ценнее экспертизы профессиональной, – говорит Е. Антони. – Например, у предпринимателя есть идея построить бизнес, он провел маркетинговое исследование, но не знает точно, нужно ли это его городу, району или улице. И никакой эксперт не сможет это определить. Но если объявить жителям района, что будет открыта, например, новая булочная, и этот проект профинансируют 1000 человек, то они наверняка будут покупать здесь хлеб».
Как отмечает эксперт, если проект профинансирован самими потребителями, то вероятность его успеха существенно выше. Соответственно, если проект не поддержан, то, возможно, этот бизнес здесь и не нужен. Когда заключение сделали сами будущие потребители – это очень ценно. Финансирование со стороны банка в этом случае может быть льготным, потому что не нужно тратить деньги на поддержание ликвидности. А для вкладчиков нет рисков, и они получают дополнительные бонусы.
Вдохновленные собственным новаторством, банкиры также приняли участие в совместном проекте с компанией ООО «Хайв Проджект» – создании первой в Беларуси «чистой» краудфандинг-площадки Ulej.by. В результате из 65 проектов – 7 реализованы, причем 42% из них – успешно. По мнению Е. Антони, это доказывает, что краудфандинг в Беларуси – вполне реален.
Вместо резюме:
цифровая трансформация
Очевидно, что слухи о предстоящей неизбежной смерти традиционного банкинга пока преувеличены. Но также очевидно, что эта сфера деятельности уже никогда не будет такой, какой была до сих пор. Ее заменяет цифровой банкинг, который обеспечивает удовлетворение нужд клиентов через каналы доступа – онлайн или физически в отделении.
«У клиента есть деньги, которые он хочет разместить либо получить на каких-то условиях. Ему нужен не банк, а решение его проблемы, – говорит Е. Антони. – И тот, кто реально понимает, какие потребности надо решать, будет востребован».
В том, что банковскому бизнесу не избежать цифровой трансформации, убежден и Александр Сотников, начальник Главного управления развития цифровых банковских технологий Национального банка:
«Цифровая трансформация может существовать и без нас, это объективный процесс. Но это то, на что мы должны влиять, и лучше всего – ее возглавить. Сегодня клиент хочет получить персонализированное решение своих проблем. Именно цифровой финансовый рынок позволяет решить эти проблемы. Но сегодня рынку финансовых услуг не хватает конкуренции. Без конкуренции его возможностей недостаточно, чтобы удовлетворять потребности клиентов и интегрироваться в рамках единого экономического пространства ЕАЭС».
Представитель регулятора уверен, что банки будущего должны стать FinTech-компаниями либо наоборот, IТ-компании должны трансформироваться в финансовые компании. Синергия как раз и будет формировать инфраструктуру цифрового банкинга будущего.
Мнение эксперта
Александр Шостак, директор и соучредитель сервиса bePaid (ООО «ИКомЧардж»)
На наш взгляд, в ближайшее время в индустрии электронных платежей традиционным банкам ничего не грозит. Сервисы, которые появились в последнее время, являются либо надстройками над традиционными платежными инструментами, либо опираются на них в своей работе. С каждой транзакции, прошедшей через ApplePay, Samsung Payили Android Pay, банки получают доход, пусть и не такой большой, как от обычной транзакции при торговом эквайринге. Дело в том, что IТ-компании также хотят зарабатывать на транзакциях, однако добавлять свою комиссию к комиссии за торговый эквайринг им невыгодно. Продавцы не поддержат платежную систему с тарифами выше среднерыночных. Оптимальный выход в такой ситуации – договариваться с банками о разделе прибыли от транзакций, прошедших через платежную систему IТ-компании. Как правило, речь идет о сотрудничестве с банками-эмитентами, так как почти везде и всегда межбанковское вознаграждение эмитента выше, чем прибыль банка-эквайера.
Безусловно, в ближайшие годы традиционным банкам придется меняться, и более тесно сотрудничать с IТ-компаниями. Любая процессинговая компания, которая расширяет для онлайн-торговца возможности банковского интернет-эквайринга – это пример удачного сотрудничества IТ и банковской индустрии. В будущем этот тренд будет только усиливаться, однако речь идет именно о взаимовыгодном сотрудничестве, но никак не о конкуренции и захвате нишевых рынков.
* NFC (Near field communication, «коммуникация ближнего поля») – технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия для обмена данными между устройствами на расстоянии около 10 сантиметров.
** Blockchain – цепочка блоков транзакций, выстроенная по определенным правилам из формируемых блоков транзакций, распределенная база данных, реализованная в криптовалюте bitcoin.