Курсы валют: USD1 USD: 3.2601 EUR1 EUR: 3.4897 RUB100 RUB: 3.3792 (Обновлено: 21.09.2023 в 11:04:00)Результаты торгов на фондовой бирже: USD1 USD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 21.09.2023 в 11:04:00)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Шлагбаум на пути. Товарных потоков

7716
7 минут

Институт специмпортеров не только защищает внутренний рынок Беларуси от избытка импортных товаров, но и основательно подпитывает бюджет акцизными сборами. Но значит ли это, что без него не обойтись?

Татьяна Маненок, 
специально для «Дела»

 

Россия еще в рамках Союзного государства неоднократно пыталась принудить белорусское руководство ликвидировать институт специмпортеров, поскольку он, подобно шлагбауму, стоит на пути российского бизнеса и мешает свободно торговать на едином рынке.

Однако драматичные споры и длительные дискуссии по этой теме в рамках союзной «двойки» результата так и не дали: институт специмпортеров в нашей стране по-прежнему существует. Правда, с тех пор как Беларусь впервые воспользовалась этим инструментом для защиты отечественного рынка, он изрядно изменился и сейчас в том или ином виде применяется в отношении трех групп продукции: рыбной, алкогольной и табачной.

Рыба

На заре рождения самостоятельного белорусского государства импорт свежемороженой рыбы в Беларусь регулировало Управление делами Президента. С этой целью была создана межведомственная комиссия, которую возглавлял управляющий делами Президента. Она проводила конкурс на определение специмпортеров рыбы и морепродуктов. При этом было введено лицензирование переработки рыбной продукции.

Готовую и консервированную рыбу было разрешено импортировать только госпредприятиям и организациям с долей госсобственности, а также подразделениям Белкоопсоюза. А самую прибыльную продукцию – консервы, икру лососевую и осетровую, готовые продукты из сурими – могло завозить только предприятие «Белрыба».

В 2010 году был принят Указ Президента, который внес изменения в условия регулирования рынка рыбной и морской продукции в Беларуси. Функции регулятора  были переданы Совету министров.

При этом с 1 июля 2010 года в соответствии с Указом Президента из перечня рыбы, продуктов ее переработки и морепродуктов, исключительное право на импорт которых закреплено за государством, убрали морскую рыбу, а с 17 января 2013 года – пресноводную рыбу и морепродукты. Указом также было отменено лицензирование производства рыбной продукции. В то же время белорусское государство сохранило за собой исключительное право на импорт продуктов переработки рыбы.

Минторг Беларуси в начале 2014 года обнародовал перечень компаний, которые получили право на импорт готовой или консервированной рыбы, икры осетровых и ее заменителей, изготовленных из икринок рыбы. В перечне оказались 19 предприятий.

В список, в частности, вошли: ОАО «Белрыба», СП «Санта Бремор», ОАО «Белбакалея», госпредприятие «Минский хладокомбинат №1», Белкоопторг – управляющая компания холдинга «Белкооппушнина», Брестская областная база «Белбакалея», госпредприятие Белкоопвнешторг Белкоопсоюза, ОАО «Бакалея Могилев», ИП «Рестораны МакДональдс», ОАО «Ресторация», ОАО «Табаквинторг».

Эксперты считают, что оптимальным было бы полностью отменить институт специмпортеров на ввоз рыбной продукции и морепродуктов и создать свободный конкурентный рынок. Ведь специмпортеров нет ни в России, ни в Казахстане, с которым Беларусь создала Таможенный союз. Однако в этом, естественно, белорусские госпредприятия не заинтересованы: они боятся проиграть конкуренцию импортной продукции.

Алкоголь

Институт специмпортеров алкогольной продукции в Беларуси до сих пор остается камнем преткновения в российско-белорусских торговых отношениях. Россия неоднократно настаивала на его отмене, а белорусская сторона не раз обещала это сделать.

Если раньше белорусское государство выделяло импортерам алкогольной продукции квоты, то в соответствии с Декретом Президента №3 от 29 февраля 2008 года они были отменены и введено исключительное право государства на импорт алкогольной продукции. Согласно этому документу, исключительное право реализуют компании – победители конкурса, который проводит специальная межведомственная комиссия не реже одного раза в год.

Причем, согласно Декрету № 2 от 11 апреля 2011 года, дорогие алкогольные напитки ввозятся в Беларусь в режиме свободного импорта. Таким образом, на импорт элитной алкогольной продукции исключительное право государства не распространяется. Ее могут ввозить компании, размер уставного фонда которых составляет не менее €250 тыс. Перечень алкогольных напитков, на импорт которых не распространяется исключительное право государства, определяет Минторг.

В 2014 году специмпортерами алкогольной продукции стали 33 предприятия: Витебский ликероводочный завод «Придвинье», Брестский ликероводочный завод «Белалко», «Минск-Кристалл», госпредприятие «Беларусьторг», Брестская областная база «Бакалея», ОАО «Белбакалея», ОАО «Продтовары», ОАО «Табаквинторг», Минский хладокомбинат № 1, СП «Перно Рикар Минск», ООО «ЕВРОТОРГ», ИП «Гарсия», ООО «Завод Бульбашъ», «Белтаможсервис», ИП «БелВиллесден» и др.

Отметим, что в 2013 году аналогичный список включал 31 компанию.

Табак

Среди барьеров, которые ограничивают доступ российских товаров на белорусский рынок, – наличие в Беларуси исключительного права государства на импорт табачной продукции.

В соответствии с Соглашением между правительствами Беларуси и России о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества с 1 октября 2007 года белорусская сторона обязалась отменить квотирование и лицензирование импорта табачных изделий.

Обязательство отменить квотирование и лицензирование импорта табачных изделий тоже было выполнено, но взамен прежних ограничителей импорта Беларусь ввела новый механизм – ввоз табачных изделий через институт единого специмпортера.

В Минторге считают, что данный институт необходим для «сохранения стабильности на табачном рынке, оптимального насыщения его достаточным ассортиментом табачных изделий надлежащего качества и обеспечения прозрачности их оборота».

Как ожидается, институт специмпортера табачной продукции в Беларуси с 1 января 2015 года может быть отменен.

Правда, для защиты национального рынка планируется наделить правом оптовой торговли табачными изделиями только производителей табачных изделий, их заказчиков, государственные юридические лица, а также негосударственные юридические лица с долей государства в уставном фонде более 25%.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, которые сейчас осуществляют такую торговлю, получить лицензию не смогут.

Госчиновники исходят из того, что право оптовой продажи табачных изделий организациями-заказчиками позволит минимизировать долю импорта табачных изделий и обеспечить загрузку мощностей отечественных производителей.

Торг не завершен

Между тем, начальник управления потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Светлана Слинько на пресс-конференции в сентябре прошлого года отметила, что говорить об отмене в Беларуси института специмпортеров преждевременно.

По ее словам, в Беларуси создана «очень четкая система государственного регулирования оборота подакцизной группы товаров». В первую очередь это объясняется необходимостью обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан за счет недопущения оборота некачественной продукции, а также исключения ее нелегального оборота.

Не исключено, что белорусская сторона связывала отмену института специмпортеров с отменой частичного возврата экспортной пошлины на нефтепродукты в российский бюджет.

Ранее она рассчитывала, что Россия уже с 1 января 2014 года разрешит оставлять в белорусском бюджете весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты.

Возможно, с учетом этого шага белорусская сторона и готовила документы об отмене института специмпортеров.

Поэтому накануне 1 января был подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», который предусматривал отмену исключительных прав государства на осуществление импорта алкогольных напитков с 1 января 2015 года.

Угроза фальстарта Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в связи с отказом официального Минска ратифицировать этот документ до разрешения вопроса о компенсации потерь от налогового маневра в российской нефтяной отрасли в течение 2015-2017 годов заставила российскую сторону пойти навстречу белорусскому партнеру.

Помимо уже обещанных $1,5 млрд. экспортных пошлин на нефтепродукты, которые Россия еще в мае гарантировала оставить в белорусском бюджете в 2015-м, Москва фактически эту сумму удвоила. И в следующем году наша страна будет оставлять в своем бюджете весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты, а эта сумма оценивается примерно в $2,5-3 млрд.

Таким образом, пока вопрос нефтяных изъятий в ЕАЭС окончательно не закрыт, белорусская сторона, как можно предположить, не станет форсировать отмену института специмпортеров.

 

Полный вариант статьи читайте в печатной версии свежего номера журнала "Дело", главная тема которого - "Телекоммуникации. Связь. IT-технологии"

  • Комментарии
Загрузка комментариев...