Валютная паника в Беларуси и недавно опубликованный доклад МВФ по ситуации в отечественной экономике вновь выдвинули на повестку дня проблему госрасходов. По оценкам белорусских и зарубежных экономистов правительству придется принять весьма жесткие и болезненные решения, чтобы привести расходы государства в соответствие с его доходами. И начать, наконец, жить по средствам.
Что же такого случилось в родимых Палестинах, что вызвало столь бурную реакцию рынка, а затем и руководства страны? Ответ прост: прошлогодние кредиты мы успешно «проели», а новые – получить не успели. А по сложившейся к началу года базе доходов и расходов, нашему государству в месяц необходимы внешние вливания на сумму, по разным оценкам, составляющую от $500 млн. до $1 млрд. Причем и Восток, и Запад уже озвучили требования структурных реформ в нашей экономике как условие предоставления кредитов!
Эксперты МВФ просто взяли калькулятор и на цифрах доказали, что Беларусь живет не по средствам. А потом предложили привести статьи наших расходов к уровню доходов, не вникая в последствия и не обсуждая реальность ожидаемого правительством бурного роста ВВП и экспорта. МВФ счел обоснованным ожидаемый до 2016 года умеренный рост (до 30% ВВП) валового госдолга и ожидаемый уровень внешних заимствований.
Фонд предложил нам два сценария: плохой и очень плохой. В обоих случаях – повышение тарифов на ЖКХ (правительство уже пообещало их поднять на 30% в этом году). А также существенное (в 2 раза – по плохому и в 4 – по очень плохому варианту) сокращение финансирования госпрограмм и ужесточение кредитной политики. Возможно – повышение пенсионного возраста. Кроме того, по плохому варианту – девальвация без ограничений. А по очень плохому – умеренная девальвация, но в дополнение к ней – резкое сокращение всех госрасходов, включая зарплаты бюджетников. И еще – перенаправить оставшиеся госинвестиции с жилья на закупку оборудования и технологий, чтобы в перспективе иметь потенциал роста. Конечно, предложения МВФ – всего лишь совет. Но только под обязательство ему следовать можно получить кредиты. Досадно. Тем более что Россия тоже заговорила о структурных реформах в Беларуси как об условии предоставления межгосударственного кредита. Хотя в этом случае речь формально идет только о сокращении госрасходов и изменении валютной политики. Но и это означает для правительства совсем другие целевые ориентиры. Очевидно, что Кремлю не очень нравится, что Беларусь «отсвечивает» своей успешной, по российским меркам, социальной политикой. И в Москве не упустят случая наглядно доказать, что эта успешность была достигнута исключительно за счет «российских щедрот».
К чему может привести сворачивание социальной политики в Беларуси? В каком случае жертвы могут оказаться напрасными? И какие пути выхода есть из сложившейся ситуации? Об этом и многом другом читайте в печатной версии апрельского журнала «Дело».